Морально-этические причины вегетарианства

Категория: Лечебное питание народной медицины

Вегетарианство как философское учение зиждется на нравственной и этической основах. Его сторонники убеждены: питание растительной или растительно-молочной пищей ведет к морально более чистой жизни и служит этапом восхождения человека к идеалу. Этический аспект этого учения основывается на жалости к животным и птицам, сочувствии к страданию, которое они испытывают, когда за ними охотятся или когда их убивают на бойнях. В этом подходе к вегетарианству есть своя доля правды и логики.

В 1892 г. была издана книга X. Уильямса «Этика пищи, или Нравственные основы безубойного питания для человека». В книге собраны выдержки из сочинений мыслителей разных времен, которые выступали за отказ от питания мясом, причем в основном по морально-этическим причинам. В книге приводятся слова великого итальянского художника и ученого эпохи Возрождения (XV в.) Леонардо да Винчи: «Наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека». Цитируются стихи английского поэта XVII в. Р. Поупа, который с негодованием описывал убийство животных для пищи:

Ягненок, жадностью твоею обреченный На пытку лютую, в мгновенье смертной муки Глядит тебе в глаза, невинный, изумленный, И лижет ласково тебе, убийца, руки. Известно, что на Л. Н. Толстого неизгладимое впечатление произвела сцена на бойне в Тульской губернии, когда с упавшего быка начали сдирать кожу, а в теле животного еще билась жизнь и из залитых кровью глаз катились слезы. Это потрясло 57-летнего писателя, прошедшего две войны. Отметим, что ранее такое же воздействие оказало посещение скотобойни на знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который написал: «Омерзительно, на какой безграничной подлости основана роскошь нашего питания». Р. Вагнер стал убежденным вегетарианцем.

В 1891 г. Л. Н. Толстой опубликовал свой труд «Первая ступень», который сыграл большую роль в развитии вегетарианства в Европе и в России и вхождении самого этого слова в русский язык. Согласно Л. Н. Толстому, каждый человек, прежде чем причислить себя к категории нравственных людей, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ. Он писал: «Мясоедение есть пережиток самого грубого варварства, и переход к вегетарианству есть самое первое и естественное последствие просвещения... Те радости, которые дадут человеку чувства жалости и сострадания к животному, окупят ему во сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и мяса... Употребление мяса безнравственно, так как требует противного нравственному чувству поступка — убийства».

Известный английский писатель XX в. Бернард Шоу был воинствующим атеистом. Поэтому его обоснование вегетарианства обусловлено не религиозными, а морально-этическими мотивами. Б. Шоу писал: «Совершенно ясно, что человек может насытиться как бифштексом, так и хлебом с сыром. Весь вопрос в том: более низкую или более высокую форму жизни создает он себе, питаясь бифштексами. Я думаю, более низкую».

Махатма Ганди — выдающийся философ и политический деятель Индии, который боролся за ее освобождение от английской колонизации ненасильственными методами, был последовательным вегетарианцем на основе отказа от насилия над живыми существами. Индийский журналист К. Крипалани (1980) рассказывал: однажды М. Ганди убедили попробовать мясо, и потом он мучился всю ночь, так как ему чудилось, что из желудка доносится плач несчастного животного.

На названные выше и другие не менее известные имена обычно ссылаются сторонники вегетарианства для пропаганды своих идей. Но нельзя забывать, что несравненно шире список людей, по праву считающихся великими гуманистами без соблюдения вегетарианского питания или призывов к нему. Редки упоминания о том, что и изверги человечества тоже бывали вегетарианцами, например, Адольф Гитлер. Немало подобных «знаменитостей» как мелких, так и крупных придерживались вегетарианского питания: известный убийца из США

Ч. Мэнсон, американский проповедник Д. Джонс, заставивший 900 членов руководимой им секты совершить коллективное самоубийство, крайне жестокий духовный руководитель Ирана аятолла Хомейни и многие другие. «Другом животных» называл себя вегетарианец Е. Азеф — российский террорист, провокатор и предатель.

Если исходить из психологической сложности, даже невозможности, по убеждению большинства нормальных людей, убийства человека человеком, то своеобразной тренировкой, позволяющей «набить руку», становится для некоторых умерщвление животных. У многих преступников прослеживается именно такая последовательность действий.

Пацифизм (лат. «умиротворяющий») — это мировоззрение, в основе которого лежит осуждение всяких войн и насилия. На 1-м конгрессе пацифистов (Германия, 1927) была подчеркнута их общность с идеями вегетарианства. В докладе В. Геллера «Пацифизм и вегетарианство» указано, что отвращение к жестокости и большое уважение к жизни объединяют пацифистов и вегетарианцев.

Сформулировано положение о морально-этической необходимости вегетарианства: «Если вы с такой легкостью убиваете животных, то и убийства людей в братоубийственных войнах становятся для вас естественными. Переделайте самого себя, и мир изменится». У некоторых авторов указанное положение приобрело тенденциозный, исторически малодоказательный и даже абсурдный характер. Так, по С. Мордынскому (1993), Германия, инициатор двух мировых войн, имела самую мясную кухню в Европе, в США истребление бизонов шло параллельно с истреблением индейцев, японцы, евшие много рыбы, прославились своей жестокостью во время войн в странах Азии. Однако из истории хорошо известно, что народы самых разных стран, потреблявшие по разным причинам мало мяса и рыбы, дали примеры неслыханной жестокости не только по отношению к другим народам, но и к собственному. Достаточно вспомнить уничтожение около двух миллионов жителей Камбоджи после прихода к власти в 1975 г. прокоммунистических «красных кхмеров» во статье с Пол Потом или кровавые репрессии 1930-1940-х годов в СССР.

На наш взгляд, пацифистское мировоззрение, а также гуманное отношение к животным в обыденной жизни или в ходе медицинских экспериментов доступно как вегетарианцам, так и невегетарианцам. Можно ли считать, что эскимосы Аляски или аборигены Австралии, обеспечивающие себе питание охотой и рыболовством, в жизни руководствуются более низкими морально-этическими принципами, чем европейские интеллигенты, отказывающиеся от потребления мяса и

рыбы? Разделение людей по характеру их питания само по себе является аморальным.

Безусловно, необходимы воспитание с детства гуманного отношения к животным и наличие законов о защите животных. Такой закон, например, был принят в 1997 г. сеймом (парламентом) Польши, и поляки назвали его «Звериной конституцией». «Животные, — гласит закон, — способны испытывать страдания и не являются вещью. Человек обязан их уважать, защищать и опекать». Закон регулирует поведение людей в отношении домашних, сельскохозяйственных, подопытных и диких животных. Этот закон разумен тем, что он не призывает всех людей стать вегетарианцами и не запрещает уничтожение крыс или стай волков, нападающих на людей и скот.

В США существует общество «Народ за этичное обращение с животными», активисты которого борются за права животных разъяснительными и контролирующими методами. В эту организацию входят несколько сотен тысяч американцев. Члены этого общества посещают кафе, где вместо мясных гамбургеров готовят овощные ветбургеры. Но в США имеется и радикальный «Фронт освобождения животных». Члены этого «Фронта» громят медицинские лаборатории, где проверяют лекарства и новые методы лечения на животных, а также магазины, в которых продают изделия из натурального меха. Это пример крайностей и фанатизма, которые опасны в любом деле.

Отметим, что в 1994 г. члены Вегетарианского общества России провели акцию в поддержку вегетарианства на улицах Москвы. Среди их плакатов были такие: «Долой мясо!», «Ешьте фрукты и овощи, а не телят», «Вегетарианство — это доброта и здоровье».

В обосновании вегетарианства по морально-этическим мотивам подкупает гуманистический настрой многих его авторов, который нашел свое воплощение в законах и общественных организациях по разумной защите животных. Однако если бы все люди отказались от мяса, то потребление молочных продуктов и яиц все равно повлекло бы убийство животных и птиц, которые из-за пола и возраста не могут быть производительными. Если бы все люди стали веганами, то это, безусловно ухудшив их питание, все равно привело бы к необходимости регуляции численности возрастающего количества скота и птиц. Кроме того, человечество не может прокормиться и жить без уничтожения животных, угрожающих урожаям или здоровью людей. Наконец, нельзя забывать о народах, которые в силу вековых традиций или климатогеографических условий проживания обеспечивают свою жизнь скотоводством, охотой или рыболовством.