Из истории вегетарианства

Категория: Лечебное питание народной медицины

Вегетарианство как особая система питания, имеющая многовековую историю, попало в Европу в древние времена, скорее всего из Азии, от буддистов, зороастрийцев, брахманов-индуистов, йогов. Известно, что уже в 4-5-м тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не употребляли мяса. Свой вклад в обоснование вегетарианства внесли ученые Древней Греции — Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Гиппократ и др. Вегетарианское питание было обычным явлением среди христианских аскетов и отшельников древности и средних веков.

Необходимость вегетарианства обосновывалась чаще всего религиозными и морально-этическими причинами. Например, Пифагор (VI в. до н. э.) и его последователи верили в переселение душ. Они не ели мясо животных, опасаясь побеспокоить обитающие в них души людей. Кроме того, в учении Пифагора была заповедь «Не убивать и не вредить невинным животным». Однако пифагорийцы иногда употребляли мясо животных, приносимых в жертву богам.

В Европе новый интерес к безмясному питанию возник в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв). А в 1847 г. в Лондоне было создано общество, члены которого впервые назвали себя вегетарианцами. Интересовались вегетарианством (веганством) в основном пуританские круги — сторонники религиозно-политического движения, которое проповедовало строгий образ жизни, «мирской аскетизм».

В 1867 г. политик и проповедник Э. Бальцер организовал в Германии объединение вегетарианцев — «Союз за естественный образ жизни». Он утверждал, что человек через растительную пищу получает

здоровье и чувство покоя в единении с животным миром и природой. В начале XX в. из ряда подобных объединений возник «Немецкий союз вегетарианцев».

Долгое время вегетарианцев считали либо сектантскими группами, либо называли «портящими аппетит пожирателями зерна». Но постепенно вегетарианство прорвало границы общественного непонимания, и в настоящее время в десятках стран имеются общества вегетарианцев, а само вегетарианство стало самым распространенным видом нетрадиционного питания. В 1950 г. в США был создан Международный союз вегетарианцев. Издается немало журналов, посвященных разным аспектам вегетарианства: в США — «Голос вегетарианца» и «Ахимса» (ненасилие над живыми существами), в Англии — «Веган» и «Вегетарианец» и т. д. С 1960-1970-х годов возросло число вегетарианцев среди молодежи, главным образом по морально-этическим убеждениям.

В России первые вегетарианские общества были созданы в начале XX в. и просуществовали некоторое время после революции. Но в 1930-х годах они были ликвидированы, так как морально-этические и религиозные убеждения части сторонников вегетарианства вошли в противоречие с идеологией и практикой насилия (раскулачивание крестьян, массовые репрессии и т. д.) и воинствующего атеизма тех лет. В идеологическую кампанию была втянута и наука, которая в те времена была разделена на пролетарскую (социалистическую) и буржуазную. Например, в 1932 г. в редакционной статье журнала «Вопросы питания» было написано о том, что буржуазная наука с поразительным цинизмом и усердием пытается доказать вред «излишеств» в питании для трудящихся, «обосновать» преимущества черного хлеба по сравнению с белым, гороха перед мясом, картофеля перед другими продуктами, а также «преимущества» вегетарианской пищи по сравнению с мясной. Статья заканчивалась словами: «Буржуазная наука о питании разлагается и гниет».

Результатом подобных перегибов стали советские нормы питания, которые по количеству животного белка и мяса превышали нормы других стран, но для подавляющего большинства населения СССР никогда практически не выполнялись. Эти давно устаревшие нормы до сих пор критикуют сторонники нетрадиционного питания, но с позиций «все наоборот»: минимум животного белка или лучше совсем без него, горох лучше мяса, вегетарианство — идеальное питание и т. д. С позиций современной науки о питании, истина, как это часто бывает, лежит посередине указанных крайностей.

Вегетарианское общество вновь было создано в СССР в 1989 г., а в 1992 г. возникло Вегетарианское общество России с Медицинским

научно-практическим центром и Центром этичного отношения к животным.

К вегетарианству как самостоятельной ветви нетрадиционного питания не относится вегетарианская направленность питания, когда пищевые рационы включают даже небольшие количества рыбы, а тем более мяса животных и птиц.

Народной артистке СССР Ф. Г. Раневской принадлежит шутливая и меткая фраза: «Против кого дружите?» Можно сказать, что все вегетарианцы «дружат» против мяса и рыбы. Однако критические стрелы вегетарианцев направлены главным образом на мясо животных, несколько реже — птиц, а рыба как пищевой продукт часто как бы остается в стороне. Некоторые сторонники вегетарианства даже допускают возможность потребления рыбы, что, безусловно, противоречит сути вегетарианского питания. Например, вегетарианцем считал себя известный американский художник Р. Кент. Вот как он писал об этом: «Я продолжал эксперимент, чтобы выяснить, действительно ли человеку необходимо пожирать себе подобные существа, и, несмотря на запугивания врача, был жив... Я просто ел овсянку, картофель, рис и бобы, томаты и — тут я сознаюсь в грехе — омаров и рыбу, масло, молоко и яйца. И так как я не знал, что обречен на верную гибель, я чувствовал себя отменно хорошо». Но Р. Кент иронизирует напрасно: на гибель, питаясь таким образом, он обречен не был, как и не был он истинным вегетарианцем.

Весьма терпимое отношение некоторых вегетарианцев к рыбе и рыбопродуктам имеет свои корни. В Древней Греции поэт Элиан писал: «Если кто любит рыбу больше других кушаний, того народ превозносит похвалами как человека благородного, а кто охотнее употребляет мясную пищу, того считают за низкого». Причины этого подхода к рыбе раскрывает древнегреческий писатель и историк Плутарх. Он утверждал, что, в отличие от мяса животных, рыбу можно употреблять в пищу, так как рыбы, живущие в воде, чужды человеку. На животных, которые вдыхают тот же воздух и пьют ту же воду, что и люди, нельзя предъявлять особых прав и отнимать у них жизнь.

Без ссылок на имя Л. Н. Толстого редко обходятся книги, пропагандирующие вегетарианское питание. Следует указать, что великий писатель был лактоововегетарианцем. И. И. Мечников, посетивший его усадьбу в Ясной Поляне в 1909 г., описал обед Л. Н. Толстого: «Ел он кушанья, отдельно приготовленные для него: яйца, молоко и растительную пищу». Толстовцы — последователи морально-этических воззрений писателя — придерживались такого же питания или добавляли в рацион рыбу.

В. В. Похлебкин в книге «Кушать подано» (1993) на основе исторических материалов и произведений Л. Н. Толстого так представил типичный обед толстовца: грибы соленые, сельдь, пирог с горохом, тюря (квас, хлеб, лук и растительное масло), рыба отварная с отварным картофелем, ржаной хлеб, чай с медом. Как видно из перечня блюд, при вегетарианской направленности питания толстовцев рыба занимала в нем солидное место. Следовательно, для толстовцев характерно безмясное, а не вегетарианское питание.

Отметим, что в начале 1920-х годов существовало Московское вегетарианское общество имени Л. Толстого и возникли сельскохозяйственные артели — коммуны, члены которых не употребляли мясной пищи и алкогольных напитков. В 1928 г. толстовцы были объявлены советской властью «самой вредной сектой», начались их массовые аресты и ссылки.

Для каждого вида нетрадиционного питания характерно свое учение. Более сложным является вопрос о вегетарианстве, так как причины и мотивы этого вида питания разнородны.

Вегетарианское питание бывает вынужденным в силу социально-экономических причин и добровольным. Для последнего существуют разные обоснования, а именно: 1) религиозные; 2) морально-этические; 3) историко-биологические; 4) медико-профилактические (оздоровительные). Следует выделить и «вынужденно-добровольное» вегетарианство — по показаниям при диетическом лечении некоторых заболеваний.

Распространенность добровольного вегетарианства в странах Европы неодинакова: чаще оно встречается в Англии, Германии, Нидерландах, Скандинавских странах, реже — в Польше и других странах Восточной Европы, Франции, Греции, Португалии. Например, в Германии 0,8-1 % взрослых жителей придерживаются вегетарианского питания. Среди добровольных вегетарианцев немало людей, склонных к натуропатии  и отказу от рекомендаций официальной (научной) медицины, в частности от прививок — иммунизации против инфекционных болезней.