Саттвическое, раджастическое и тамастическое питание

Категория: Лечебное питание народной медицины

Согласно учению йоги, существует пища трех видов: саттвичес-кая — чистая, раджастическая — возбуждающая, тамастичес-кая — нечистая. Эти названия соответствуют трем гунам, т. е. свойствам или качествам всего в природе — саттва, раджас и тамас. Сочетание указанных гун порождает все разнообразие явлений, действий, предметов и т. д.

Саттва — это качество чистоты, равновесия, гармонии, доброты, покоя, ясности ума, света, счастья.

Раджас — это качество возбудимости, активности, действия, желания, страсти, раздражительности.

Тамас — это качество инертности, бездействия, тупости, невежества, равнодушия, заблуждения, тяжести, мрака.

Включение тех или иных продуктов и пищи в целом в указанные гуны имеет определенные различия в зависимости от школ современной йоги.

Болгарский последователь йоги В. Евтимов (1986) относит к чистой (саттвической) пище молоко и молочные продукты, включая масло, фрукты, ягоды, овощи, орехи и зерна злаков; к возбуждающей (рад-жастической) пище — мясо, рыбу, яйца, пряности и специи, кофе и крепкий чай, алкогольные напитки, горячие и острые блюда; к нечистой (тамастической) пище — несвежую, залежавшуюся, перегретую или разогретую, подгнившую пищу в первую очередь мясную.

Духовно возвышенные люди предпочитают чистую пищу, но в современном обществе (имеется в виду население стран с развитой экономикой) все больше людей употребляют возбуждающую пищу. В результате, по мнению В. Евтимова, развиваются расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем и различные заболевания. Для занимающихся йогой рекомендуется саттвическое питание, т. е. молочно-растительное.

На саттвическую пищу как основу питания йогов указывает директор Институтов йоги в Индии и США Пфулгенда Синха (1990). Однако в слова «саттвическая, или чистая, пища» он вкладывает несколько иное понятие, чем рассмотренное выше.

Саттвической является пища свежая, чистая, натуральная, просто приготовленная, подвергнутая минимальной тепловой обработке, с включением очень небольшого количества пряностей, специй и приправ. Идеальная саттвическая пища — это сырые фрукты, ягоды, овощи и орехи. Близко к этой пище стоит натуральное молоко.

Раджастическая пища включает жареные, тушеные, острые и пряные блюда, различные сласти и сладкие напитки, крепкий чай и кофе, алкогольные напитки.

Наконец, к тамастической относится пища, подвергнутая особо интенсивной кулинарной обработке, жесткой промышленной переработке, недостаточно свежая (длительно хранилась или подвергнута вторичной тепловой обработке), прогорклая, включающая большое количество поваренной соли, черного и красного перца, карри (смеси пряностей), других пряностей, специй и приправ.

Согласно Пфулгенда Синхе, йога подразделяет пищу именно на саттвическую, раджастическую и тамастическую, а не на вегетарианскую или невегетарианскую. Не сам по себе продукт, а способы его хранения и приготовления превращают продукт в пищу того или иного вида. Широко распространенное мнение, что вегетарианская пища всегда саттвическая, а невегетарианская является раджастической или тамастической, — ошибочно. Цветная капуста или картофель в процессе хранения и приготовления могут стать тамастической пищей, а свежие рыба или яйца могут быть приготовлены таким образом, что превратятся в саттвическую пищу.

С одной стороны, такой подход расширяет перечень продуктов, входящих в рацион людей, занимающихся йогой. С другой — он ограничивает кулинарные возможности приготовления блюд. Все сказанное не означает, что Пфулгенда Синха не ставит на первое место в питании йогов растительно-молочную пищу, даже с уклоном в сыроедение.

В учении йоги принято считать, что раджастическая пища способствует перееданию, после ее приема длительно отмечается чувство

тяжести, она пробуждает страсть, плотские желания. Тамастическая пища развивает в человеке грубость, тупость, агрессивность, равнодушие. Оба эти типа пищи не рекомендуются занимающимся йогой, так как они не способствуют физическому, умственному и духовному развитию и обновлению.

Понятие о саттвическом питании теснейшим образом связано с представлением йоги о пране — жизненной энергии. Прана — это универсальная энергия, которая проявляется в самых разнообразных видах во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Солнце, воздух, свет, вода, минералы, пища — все насыщено праной.

Если человеку недостает праны, он становится слабым, в нем мало «жизни». При достаточном запасе праны человек бодр, энергичен, полон «жизни». Количество праны во Вселенной постоянно и неизменно. Человек может притягивать к себе невидимый поток праны и извлекать ее из воздуха, воды и пищи.

Учение йогов направлено на увеличение праны, которую вбирает в себя человек. Физические, дыхательные и психические упражнения, морально-этические и другие положения йоги должны научить человека правильно накапливать и расходовать прану Чем пища ближе к саттвической, тем больше в ней праны.

Представления о пране и саттвической пище с некоторыми изменениями включены в учение Махариши Аюрведы . Понятие о пране близко дзен-буддистам, поэтому отголоски этого понятия прослеживаются и в дзен-макробиотике . Таким образом, все три вида восточного нетрадиционного питания (йоги, Аюрведы, макробиотики) в той или иной степени связаны с мистической праной. Наконец, с праной косвенно связан еще один вид нетрадиционного питания — витарианизм — сыроедение .

Рассмотренное разделение пищи на виды, прежде всего на саттви-ческую и тамастическую, характерно не только для питания йогов, но и для питания людей, религией которых является буддизм или индуизм. В Древней Индии пища, как и многие явления и предметы, делилась на «чистую» и «нечистую» согласно магическим и религиозно-философским представлениям.

Сингалы — основное население Шри-Ланки (Цейлона) — являются буддистами. К «чистым» продуктам у сингалов относятся рис, «благородные» плоды и овощи, имбирь, перец и другие пряности; к «нечистым» — мясо и «грубые» плоды и овощи. Вареная пища — «чистая», жареная — «нечистая». В подношение богам включается только «чистая» пища, а демонам полагается и мясо, и жареное. Это не означает, что сингалы не едят жареных блюд. Но, по древней традиции,

беременной женщине следует остерегаться «нечистой» пищи. При всем этом среди сингалов мало вегетарианцев, они едят рыбу, мясо птиц и животных. Высшая каста индуизма — брахманы, многие из которых и в современной Индии едят только молочно-растительную пищу. У брахманов пища делится на «совершенную» и «несовершенную». К первой относятся молоко и молочные продукты, карри — сложная смесь пряностей и все кушанья, обжаренные в топленом масле; ко второй — рис, бобовые, лук, чеснок, чапати — пшеничные лепешки из пресного теста.

Приведенные примеры показывают, что выбор продуктов и блюд, относящихся к «чистой» и «нечистой» пище, у йогов, буддистов и ин-дуистов частично одинаков, а частично не совпадает.

Питание йогов вобрало в себя многое от индийских традиций питания и пищевых предписаний религий Древней Индии. Однако в правилах питания йогов есть свои особенности, присущие только учению йогов.